Изобразительные квилты: от стилизации к реализму

Продолжаю публиковать статьи, написанные мною для журнала "Поставщик" (новосибирского издания для швейного и рукодельного бизнеса).
Хочу попросить тех, кого мои статьи так или иначе заинтересуют, НЕ копировать их без гиперссылки на мой блог и, естественно, НЕ перепечатывать.
Среди всего многообразия лоскутных изделий особое место занимают так называемые «изобразительные квилты» (по-английски – pictorial quilts). С одной стороны, они способны выполнять те же практические функции, что и обычные орнаментальные лоскутные одеяла. С другой стороны, они наиболее близки живописным и графическим произведениям искусства. Неудивительно, что эти квилты составляют значительную часть выставочных работ как за рубежом, так и в России.
Если история изобразительных искусств насчитывает тысячи лет, то история изобразительных квилтов ведет отсчет с первой трети XIX в. Со второй половины XVIII в. до того времени наиболее популярным типом лоскутных покрывал был медальонный квилт с центральным мотивом, выполненным в технике «персидской аппликации». Из индийских и персидских хлопчатобумажных чинцев мастерицы вырезали крупный мотив (обычно цветочный вазон или изображения птиц) и нашивали его на светлый однотонный фон. «Персидская аппликация» выполнялась мелкими стежками без подгибки края детали. Квилт одновременно демонстрировал и мастерство его автора, и высокий доход, позволявший покупать дорогие восточные ткани и тратить большое количество времени на изготовление покрывала.
Медальонный-квилт
Помимо «персидской аппликации», изобразительные элементы в лоскутном шитье долгое время ограничивались стилизациями растительных мотивов в европейских фольклорных традициях. Наибольшего расцвета такие изображения достигли в так называемых «балтиморских альбомных квилтах». В 1846-1852 гг. город Балтимор в американском штате Мэриленд стал центром лоскутной жизни страны. Именно здесь мастерицы создавали необычайно искусные лоскутные покрывала в технике аппликации с подвернутым краем. Квилт собирался из отдельных блоков, одинаковых по размеру, но с разным дизайном. Как правило, каждый мотив представлял собой комбинацию из цветов и листьев, но также встречались изображения орлана (символа США) и исторически значимых зданий. Для изготовления балтиморских квилтов использовались новые однотонные или мелкорисунчатые ткани, а не остатки материй. В цветовой гамме преобладали насыщенные красные, зеленые и желтые тона на белом или кремовом фоне.
Изобретение несмываемых чернил к середине XIX в. дало мастерицам возможность не только подписывать свои работы, но также писать на них целые послания. Неудивительно, что надписи стали традицией: ведь балтиморские квилты чаще всего делались в подарок новобрачным или тем, кто уезжал в поисках лучшей жизни на американский Средний Запад. Такой квилт, изготовленный и подписанный «коллективом авторов», служил напоминанием об отчем доме или родных краях, его тщательно берегли и использовали только в декоративных целях. Благодаря этому многие балтиморские квилты сохранились в хорошем состоянии. В наши дни цена оригинального балтиморского квилта на аукционе может достигать шестизначных чисел.
Балтиморский-квилт
Если происхождение растительных и патриотических мотивов в балтиморских квилтах не вызывает вопросов у историков текстиля, то ряд других мотивов до сих пор остается загадкой. Таковы, например, изображения экзотических животных – слонов, жирафов, крокодилов, стилизованные изображения руки. Ученые предполагают, что эти мотивы соотносятся с образами Ветхого Завета – в том виде, в каком их принято было изображать в еврейской диаспоре Балтимора. Животные могут указывать на Шесть дней творения, а рука символизировать Бога-творца.
Вообще, традиция «библейских квилтов» была развита среди чернокожего населения американского Юга, для которых чтение Библии являлось, без преувеличения, способом выживания в тяжелых условиях. Два самых знаменитых «библейских квилта» были созданы Гарриет Пауэрс (Harriet Powers) – рабыней из Джорджии, освобожденной в ходе Гражданской войны между Севером и Югом. Обе ее работы изображают животных, людей, небесные тела, руки Бога-творца и ангелов. Мы видим Адама и Еву, дающих имена животным; Иону, пожираемого китом; сон Иакова и другие библейские сцены. Примитивный стиль Гарриет Пауэрс уходит корнями в африканские традиции как в форме, так и в цвете. Оба квилта выдержаны в охристо-черной гамме.
Библейский-квилт
 Интересно, что пейзаж как самостоятельное изображение появляется в лоскутном шитье только в 20-х гг. XX в. Ранние пейзажные квилты соединяли в себе аппликацию и сборку из деталей, преимущественно полос и мелких квадратов, что придавало изделиям сходство с мозаикой. Однако уже к 70-м гг. изображения пейзажа прочно вошли в репертуар арт-квилтеров. Современные мастера лоскутного шитья используют не только традиционные набивные или однотонные ткани, но также хлопчатобумажные батики с набивкой горячим воском; ткани, окрашенные вручную с помощью различных техник складывания (шибори); изображения, напечатанные на ткани с помощью фотопринтера; специальным образом оплавленные синтетические материалы, валяные элементы и фрагменты винтажного текстиля.
Пейзажный-квилт
Фото из журнала Patchwork and quilt tsushin №139.
Помимо таких очевидных и доступных наблюдению объектов, как люди, предметы, животные и пейзаж, современные квилтеры открывают для нас мир  вещей и явлений, недоступных невооруженному глазу. Так, нью-йоркский квилтер Джимми Макбрайд (Jimmy Mcbride) избрал темой своего творчества… звездные системы и удаленные галактики. Его потрясающе реалистичные работы выполнены по фотографиям телескопа «Хаббл».
Космический квилт
А группа квилтеров под названием Fiber Artists @ Loose Ends в сотрудничестве с биологами Мичиганского университета создала серию работ… о жизни клеток. Вот так, например, выглядит интенсивное деление клеток кишечника у человеческого эмбриона.
Биологический квилт
О дальнейшем развитии изобразительных квилтов, пожалуй, можно сказать словами А.С. Пушкина:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Комментарии